Особенности подхода к трудным детям
Характеристики детей с особыми вариантами развития.
1.Тревожные дети
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий. Тревожные люди живут, ощущая постоянный беспричинный страх. Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность (особенно значимую), что, в свою очередь, приводит к низкой самооценке, неуверенности в себе. Таким образом, это эмоциональное состояние может выступать в качестве одного из механизмов развития невроза, т.к. способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
Все вышеперечисленное относится к тревожности как стабильному свойству личности человека. Кроме личностной, существует и ситуативная тревожность, вызванная стрессовой ситуацией (например, болезнь, потеря близкого человека и т.д.). Ситуативная тревожность всегда имеет конкретную причину, это состояние не бывает длительным.
Все, что характерно для тревожных взрослых, можно отнести и к тревожным детям. Обычно это очень не уверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в детском саду, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей – не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер – ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.
Предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянно одергивание). В этом случае общение взрослого с ребенком носит авторитарный характер, ребенок теряет уверенность в себе и в собственных силах, он постоянно боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он сделает что-нибудь не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование – тревожность.
Воспитание по типу гиперопеки может сочетаться с симбиотическим, т.е. крайне близкими отношениями ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократичным (взрослый не диктует ребенку свои требования, а советуется с ним, интересуется его мнением). К установлению подобных отношений с ребенком склонны родители с определенными характерологическими особенностями – тревожные, мнительные, неуверенные в себе. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такой родитель заражает своими страхами сына или дочь, т.е. способствует формированию тревожности.
Факторы, способствующие усилению тревожности:
- завышенные требования со стороны родителей;
- частые упреки, вызывающие чувство вины.
Следствие – появление невротических черт.
Рекомендации для педагогов:
1.Обеспечить реальный успех ребенка в какой-либо деятельности (рисование, игра, помощь по дому и др.);
2.Ребенка нужно меньше ругать и больше хвалить, причем не сравнивая с другими, а только с ним самим;
3.Оценивать улучшение его собственных результатов (сегодня нарисовал лучше, чем вчера; быстрее убрал игрушки и т.д);
4.Щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи ребенка невелики. Например, если он медленно одевается, не нужно постоянно фиксировать на этом его внимание. Однако, если появился хотя бы малейший успех, обязательно нужно его отметить;
5.Обращать внимание на обстановку, которая складывается дома и в детском саду.
Теплые эмоциональные отношения, доверительный контакт со взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка.
2.Демонстративные дети
Демонстративным в психологии обычно называют индивида (взрослого или ребенка), чье поведение направлено на привлечение к себе повышенного внимания со стороны окружающих. Демонстративных людей легко узнать – они чрезвычайно ярко, крикливо одеты, для них важно, чтобы их внешность выделялось из толпы, бросалась в глаза. В компаниях они стремятся быть душой общества (и часто этого добиваются). Обычно демонстративность сочетается с эгоцентризмом – о чем бы ни шла речь, такие люди говорят только о себе, преувеличивая свои успехи и достижения. Демонстративный человек может преувеличить и собственные неудачи и неприятности, т.к. главное для него – непохожесть на других, неповторимость, причем как с положительным, так и с отрицательным знаком.
При благоприятном стечении обстоятельств загнанная внутрь, нереализованная демонстративность может приобрести патологический характер и перейти в психическое заболевание – клиническую истерию. Демонстративность как стабильное свойство личности формируется очень рано. Демонстративные дети уделяют повышенное внимание своей одежде, любят различные украшения. Такие дети не терпят, чтобы в их присутствии уделяли столько же (или больше) внимания другому ребенку. В детском саду они могут быть лидерами или активными озорниками, но всегда на виду. За всеми этими поведенческими проявлениями стоит чрезвычайно высокая потребность во внимании. Для демонстративного ребенка лучше, чтобы его отругали или даже наказали, чем не заметили.
Особый вариант развития – негативистическая демонстративность, т.е. привлечение к себе внимания посредством сознательного нарушения требований взрослых. Такой ребенок делает все наоборот – если его просят не шуметь, кричит и т.д. Обычно так себя ведут дети с эмоциональной депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого тепла, ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими способами, они прибегают к безотказному средству – нарушению поведенческих правил. Этот вариант демонстративности наиболее неблагополучный.
При работе с такими детьми необходимо помнить:
- Не надо стремиться уничтожить демонстративность (иначе она может трансформироваться в негативистическую, а при неблагоприятном развитии событий может приобрести патологический характер, перейти в клиническую истерию);
- Не нужно впадать в другую крайность – постоянно восхищаться ребенком, обращать излишнее внимание на его внешний вид и т.п. (такой способ общения взрослых с ребенком может способствовать усилению демонстративности);
- Необходимо найти такой вид деятельности, которая способна насытить высокую потребность демонстративного ребенка во внимании (занятия театром, музыкой, изобразительной деятельностью и др.).
Не нужно бояться, что при постоянном внимании к детским успехам демонстративность ребенка усилится. Наоборот, найдя естественный выход (деятельность, в которой демонстративность социально санкционирована), эта личностная особенность не будет препятствовать развитию.
3.Вербализм
Вербализм – определенный тип развития познавательных процессов, который характеризуется высоким уровнем развития речи и относительно низким уровнем мышления (особенно наглядно-образного).
Вербальные дети часто привлекают к себе повышенное внимание взрослых – они гладко говорят, уверенно отвечают на вопросы, часто употребляют недетские термины, используют сложные речевые конструкции. Эти дети охотно беседуют на различные темы (причем предпочтительно со взрослыми). При непродолжительном контакте вербальный ребенок может произвести впечатление очень смышленного, развитого. Однако опытные педагоги назовут таких детей демагогами, и это справедливо. У таких детей нарушено развитие познавательных процессов, особенно наглядно-образного мышления: ребенок испытывает трудности при выполнении даже самых простых заданий на наглядном материале.
Высокий уровень развития речи ребенка-дошкольника привлекает повышенное внимание окружающих, которые, как и родители, положительно оценивают его достижения, вербализм, как правило сочетается с завышенной самооценкой и низким уровнем притязаний.
Истоки возникновения вербализма.
Вербализм формируется уже в раннем дошкольном возрасте, в тех случаях, когда основным средством общения взрослых с ребенком становится слово вне предметного контекста. Родители такого ребенка обычно склонны смещать акцент с основных видов деятельности дошкольника (игра, конструирование, рисование и т.п.), вносящих главный вклад в умственное развитие дошкольника, на развитие речи, которая рассматривается ими как один из важнейших показателей высоких умственных способностей. Именно поэтому они прилагают значительные усилия, направленные на то, чтобы ребенок научился гладко и бойко говорить, а способствующие умственному развитию виды деятельности оставляют в тени. При малейших затруднениях в продуктивной деятельности ребенок подменяет ее вербальной, т.к., во-первых, он в ней успешнее, а во-вторых, получает высокую оценку взрослых. Вследствие этого нарушается развитие предметной деятельности, она постепенно вытесняется вербальной активностью.
Рекомендации при работе с детьми:
- Необходимо вернуть ребенка к продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т.д). Слово должно активно включаться в процесс выполнения различных заданий, наполняясь при этом конкретным содержанием. Например, если ребенок рассуждает о кошках вообще, можно предложить ему нарисовать кошку, слепить ее из пластилина, выполнить соответствующую аппликацию и т.д.;
- Изменить стиль общения родителей и педагогов с ребенком – важно не поддерживать беспредметные разговоры детей, внимательно следить за своей речью, избегая частого употребления абстрактных слов;
- Чаще всего к вербализму склонны дети, не посещающие детский сад, растущие во взрослом обществе. Сфера общения таких детей сужена. Нарушается нормальное развитие игровой деятельности. Поэтому особено важным представляется создание условий для общения ребенка со сверстниками – в детском саду, различных развивающих центрах, кружках и секциях.
4.Уход от деятельности
Под «уходом от деятельности» следует понимать уход во внутренний план, в игровое фантазирование. Ребенок периодически как бы отсутствует, не отвечая на вопросы взрослых, будучи погруженным в себя, в свой внутренний мир – мир фантазий и грез. Он мысленно представляет себя героем, знаменитым путешественником, спортсменом, артистом и т.д. Такие «игры в уме» становятся средством удовлетворения как игровой потребности, так и потребности во внимании к себе окружающих. Ведь в основе «ухода от деятельности» и лежат повышенная потребность во внимании и неудовлетворенная потребность в игре.
Родители ребенка с симптоматикой «ухода от деятельности» обычно жалуются, что ребенок невнимателен, рассеян, постоянно «витает в облаках». Характерными являются жалобы на чрезмерное фантазирование ребенка, которое родители расценивают как вранье, при этом они отмечают его бескорыстный характер, от чего оно становится еще более непонятным для них.
Привычка находить удовлетворение в фантазировании неоднозначно влияет на развитие ребенка. С одной стороны, она снижает чувство дискомфорта от существования «ножниц»: демонстративность – тревожность, с другой стороны – препятствует полной реализации возможностей ребенка. Последнее связано с тем, что при данном варианте развития практически не формируется деятельностная мотивация, что влечет за собой и несформированность средств деятельности. Фантазирование детей с «уходом от деятельности» также имеет ряд особенностей. Оно отличается отсутствием продуктивного, богатого воображения, проявляющегося в игровой и других деятельностях детей и компенсаторностью. Дети строят «воздушные замки», в которых живут и получают столь необходимое им признание. Важным является и то, что ребенок сам искренне верит в эти фантазии, т.е. происходит как бы подмена действительной реальности воображаемой.
Другая отличительная особенность фантазий детей с «уходом от деятельности» заключается в их ассоциативном, хаотичном характере, инфантилизм, противоречивая самооценка (расхождение между воображаемой высокой и реально сниженной самооценками); ситуативный характер уровень притязаний.
Рекомендации при работе с детьми:
- Деятельность воображения развернуть вовне, направить ее на реальные творческие задачи (рисование, драматизация и др.);
- В реальной продуктивной деятельности ребенка необходимо обеспечить внимание, эмоциональную поддержку, успех, тем самым повышая ценность продукта такой деятельности в глазах самого ребенка;
- Музыка, танцы, изобразительная деятельность являются для таких детей наиболее адекватными.
5.Дети с задержкой психического развития
Задержка психического развития (ЗПР) наблюдается у детей, перенесших слабо выраженные органические повреждения центральной нервной системы (во внутриутробном развитии, во время родов или в раннем детстве) или имеющих генетически обусловленную недостаточность головного мозга. У таких детей психические функции, формирующиеся на ранних этапах, складываются, в зависимости от степени и глубины поражения ЦНС, несколько по-иному, чем в норме, остаются недостаточными, неполноценными.
Основные особенности детей с ЗПР:
- низкая познавательная активность (проявляется во всех видах психической деятельности);
- нет целостности восприятия, не могут полностью охватить объект со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно;
- внимание характеризуется суженным полем, проявляется в повышенной отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий;
- память – сниженная продуктивность непроизвольного и особенно произвольного запоминания;
- отсутствует интерес к познавательным задачам и готовность их решать;
- отставание во всех видах мыслительной деятельности – словесно-логическое мышление, наглядно-действенное;
- отличительная черта – инертность. Переключаются с трудом с одной деятельности на другую;
- характерно отсутствие чувства долга, ответственности за поведение;
- завышенная самооценка либо заниженная самооценка;
- недоразвитие эмоционально-волевой сферы (инфантилизм).
Рекомендации при работе с детьми:
- индивидуальный подход, основанный на тщательном психологическом обследовании;
- щадящий режим дня;
- при необходимости медикаментозная терапия;
Литература:
- «Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности». Москва, «Новая школа», 1996.
- «Понимать, принимать, развивать» Минск, ИООО «Красико-Принт», 2004.