Наши проекты

ПРОЕКТ "ЗЕЛЁНЫЕ ШКОЛЫ"

 

Анкета-заявка

учреждения образования (иного учреждения, организации) для участия в проекте «Зелёные школы»

1. Полное официальное название учреждения образования (иного учреждения, организации)

Государственное учреждение образования «Детский сад № 18 г.Гродно»

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации)

Руселик Елена Антониевна

3. Почтовый адрес учреждения образования (иного учреждения, организации)

230023

4. Телефон (с кодом)

+375295822177

5. Факс (с кодом)

 

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации)

ds18@mail.grodno.by

https://ds18grodno.schools.by       

7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

Москалева Людмила Ивановна

8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

+375295819083

9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

ds18k@mail.ru

10. Общая численность работников в учреждении образования (ином учреждении, организации)

30

11. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации)

93

12. С какого времени в учреждении образования (ином учреждении, организации) начата реализация проекта «Зелёные школы» (дата, номер приказа)

Февраль 2021 приказ от 01.02.2021 №15

13. Другие дополнительные сведения об учреждении образования (иной организации, учреждении), которые бы вы хотели сообщить

Четырех групповой детский сад (дети от3 до 7 лет)

Аддзел адукацыі, спорту і турызму адміністрацыі Ленінскага раёна г.Гродна

 

Дзяржаўная

ўстанова адукацыі

«дзIцячы САД №18 г.ГРОДНА»

 

ЗАГАД

 

               01.02.2021  № ____

 

г.Гродна

Отдел образования, спорта и туризма администрации Ленинского района г.Гродно

 

Государственное учреждение образования

«Детский САД №18 г.ГРОДНО»

 

ПРИКАЗ

 

 

 

г.Гродно

 

 

Об участии в реализации

образовательного проекта

«Зеленые школы»

В целях формирования  высокой экологической культуры обучающихся, целостного отношения к природе,   воспитание ответственного отношения у природе,  формирования экологически грамотного поведения через приобретения практических навыков,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1.Принять участие в реализации образовательного проекта «Зеленые школы» с 01.02.2021.

2.Включить в инициативную группу по реализации образовательного проекта педагогических работников, родителей и воспитанников 2 младшей группы№2, средней группы №3, старшей группы №1, №4.

3.Педагогическим работникам предусмотреть оптимальное чередование специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников при реализации образовательного проекта «Зеленые школы».

4.Заместителю заведующего по основной деятельности Москалевой Л.И.:

4.1.разработать и разместить на сайте план мероприятий по реализации проекта «Зеленые школы»

4.2.создать вкладку на сайте учреждения «Зеленые школы», отдельно выделив в ней направления: «Биоразнообразие», «Энергосбережение», «Водосбережение», «Информационно-экологические мероприятия по работе с месным сообществом» и наполнять содержанием, согласно реализации плана.

4.3.предоставить отчет о реализации проекта для получения статуса «Зеленая школа» до 15.07.2021.

5.Ответственность исполнения приказа возложить на заместителя заведующего по основной деятельности

Заведующий                                                                          Е.А.Руселик

Положение

повышение их социальной активности в решении вопросов

охраны окружающей среды; повышение уровня экологического образования обучающихся;  формирование экологически ориентированного поведения обучающихся в отношении решения вопросов устойчивого развития через приобретение практических навыков; внедрение в практику работы учреждений образования, а также

иных учреждений и организаций мероприятий по сохранению биоразнообразия, энергосбережению, водосбережению, обращению с отходами, мониторингу окружающей среды и атмосферного воздуха; информирование обучающихся, педагогических работников, законных представителей несовершеннолетних обучающихся по вопросам сохранения биоразнообразия, экономии водных ресурсов и энергии, обращения с отходами, экологически грамотного потребления товаров и услуг; интеграция учреждений образования, а также иных учреждений

и организаций в международную сеть «Зеленых школ»; развитие сотрудничества между учреждениями образования, а

также иными учреждениями и организациями, участвующими в реализации проекта, между учреждениями образования, а также иными учреждениями и организациями и территориальными органами природных ресурсов и охраны окружающей среды, между учреждениями образования, а также иными учреждениями и организациями и местным населением.

  1. В проекте «Зеленые школы» могут принимать участие учреждения образования, общественные организации, иные учреждения и организации в соответствии с законодательством

Республики Беларусь. 

  1. Решение об участии в проекте «Зеленые школы» принимается администрацией учреждения образования, а также иных учреждений и организаций. 
  2. План мероприятий, проводимых по проекту «Зелёные школы», рассматривается коллективом учреждения образования, а также иных учреждений и организаций и утверждается директором учреждения образования или соответственно директором иных учреждений и организаций. 
  3. В учреждениях образования, а также иных учреждениях и организациях рекомендовано организовать работу инициативных групп по реализации проекта, в состав которых могут входить обучающиеся, педагоги, администрация, родители (законные представители) обучающихся.
  4. Проект «Зелёные школы» координируется Министерством образования Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
  5. Организационно - методическое обеспечение реализации проекта осуществляет учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения» (далее – Республиканский центр) во взаимодействии с областными ресурсными центрами и институтами развития образования.
  6. В областях организационно-методическую поддержку учреждениям образования, а также иным учреждениям, организациям по участию в проекте осуществляют областные ресурсные центры, а в г. Минске – Республиканский центр.
  7. Организацию и контроль за реализацией проекта «Зеленые школы» в областях осуществляют ответственные, специалисты главных управлений по образованию (образования) облисполкомов, а в г. Минске специалист Министерства образования Республики Беларусь, курирующий деятельность Республиканского центра.

 

Глава 2

КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ ПРОЕКТА «ЗЕЛЕНЫЕ

ШКОЛЫ»

 

  1. Для организации и координации проекта «Зеленые школы» создается Координационный совет (приложение 1). 

Координационный совет создается с целью контроля и координации мероприятий по реализации проекта и определения стратегии деятельности по проекту «Зеленые школы».   13. Основные функции Координационного совета:

  • рассмотрение и согласование планов, хода выполнения проекта «Зеленые школы», реализации его мероприятий и окончательных отчетов;
  • анализ и разработка рекомендаций по выполнению проекта

«Зеленые школы» и долгосрочному планированию его мероприятий; -  оценка достигнутых результатов проекта «Зеленые школы»;

  • методологическая и информационная поддержка в реализации проекта «Зеленые школы»;
  • рассмотрение и отбор идей и предложений относительно дальнейших мероприятий по продвижению результатов, полученных в рамках проекта «Зеленые школы».
  1. Персональный состав Координационного совета формируется из числа представителей Министерства образования Республики Беларусь, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Республиканского центра, представителей областных ресурсных центров, общественных организаций (объединений) Республики Беларусь, участвующих в реализации проекта, других организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Персональный состав Координационного совета утверждается Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством природных ресурсов и окружающей среды Республики Беларусь.

  1. Председателем Координационного совета является представитель Министерства образования Республики Беларусь, секретарем – представитель Республиканского центра. По решению Координационного совета в состав Координационного совета могут вноситься изменения. 
  1. Заседания Координационного совета проводятся не реже 2 раз в год и по мере необходимости. Решение заседания Координационного совета считается правомочным, если в его работе приняло участие не менее 50 процентов от общего количества его членов и за решение проголосовало не менее 2/3 присутствующих членов Координационного совета. Принимаемые решения оформляются протоколом.
  2. Председатель Координационного совета несет ответственность за подготовку необходимых материалов для заседаний Координационного совета. Во время отсутствия Председателя его функции выполняет лицо, назначенное Министерством образования Республики Беларусь. 
  3. Повестка дня утверждается на каждом заседании Координационного совета. Время и место заседаний определяются секретарем по согласованию с заинтересованными. Каждый член Координационного совета должен быть заранее проинформирован о месте, времени и повестке дня заседания. В случае необходимости, по отдельным вопросам заседания Координационного совета могут проводиться дистанционно путем голосования его членов по телефону либо по электронной почте.
  4. Все организации, вовлеченные в реализацию Проекта, могут вносить предложения для рассмотрения Координационного совета. Представители иных учреждений и организаций, в том числе международных организаций – доноров, государственных органов, деловых кругов и неправительственных организаций могут приглашаться на заседания Координационного совета в качестве наблюдателей без права голоса.

Протокол заседания Координационного совета подписывается Председателем и секретарем.

21.Координационный совет проекта «Зеленые школы» вправе:

организовать проверку выполнения заданий учреждениями образования, иными учреждениями и организациями, претендующими на получение диплома любой степени; вносить изменения в перечень областных ресурсных центров (приложение 2).

Решения Координационного совета могут публиковаться в средствах массовой информации.

 

Глава 3

ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

«ЗЕЛЕНЫЕШКОЛЫ»

 

22. Учреждениям образования (иным учреждениям, организациям) для включения в реализацию проекта «Зеленые школы» необходимо:

-создать вкладку «Зеленые школы» на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) об участии в проекте, отдельно выделив в ней направления: «Биоразнообразие», «Энергосбережение», «Водосбережение», «Обращение с отходами», «Качество атмосферного воздуха» (кроме учреждений дошкольного образования), «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»;

-издать приказ учреждения образования (иного учреждения, организации) об участии в проекте, разместить его на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы»;

-разработать план работы учреждения образования (иного учреждения, организации) по реализации проекта, разместить его на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы»;

-разместить анкету-заявку установленного образца (приложение 3) на сайте учреждения образования (иного

учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы»;

- направить анкету-заявку в соответствующий областной ресурсный центр, а учреждениям образования (иным учреждениям, организациям), расположенным в г. Минске, в Республиканский центр в электронном виде.

  1. Областные ресурсные центры после проверки информации учреждения образования (иного учреждения, организации) в соответствии с поданной анкетой-заявкой, наличия необходимых материалов на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленые школы» направляют анкетызаявки в электронном виде в Республиканский центр. 

Областные ресурсные центры ведут учет учреждений образования (иных учреждений, организаций), включенных в реализацию проекта «Зеленые школы», в соответствующей области Республики Беларусь. Республиканский центр ведет учет учреждений образования (иных учреждений, организаций), включенных в реализацию проекта «Зеленые школы» в г. Минске, а также всех учреждений образования (иных учреждений, организаций) Республики Беларусь, включенных в реализацию проекта «Зеленые школы». 

  1. В учреждении образования (иных учреждениях и организациях) проект «Зелёные школы» реализуется посредством изучения учебных предметов на I, II и III ступенях общего среднего образования, учебных программы факультативных занятий «Зеленые школы», «Дикая природа Беларуси», «Энергия и окружающая среда» и других, реализации программы объединений по интересам, учебной программы дошкольного образования (образовательная область

«Ребенок и природа»), мероприятий организационно-воспитательной работы, деятельности общественных организаций, органов самоуправления учреждений образования (иных учреждений, организаций).

  1. Учебная программа факультативных занятий «Зеленые школы» рассчитана на пять возрастных групп учащихся: 1-2 классы, 3-4 классы, 5- 6 классы, 7-8 классы, 9 классы, - и включает изучение разделов:

биоразнообразие – изучение видового разнообразия растений и животных природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) и способов его увеличения; энергосбережение – изучение структуры энергопотребления дома и в учреждении образования (ином учреждении, организации)и способов его сокращения; водосбережение – изучение направлений использования воды в

учреждении образования (ином учреждении, организации) и дома и способов сокращения ее использования; обращение с отходами – анализ источников образования отходов, определение способов их минимизации, переработки и вторичного использования; информационно-экологические мероприятия – акции, выставки,

конкурсы, экологические инициативы, экологическое просвещение для местного населения.

  1. Образовательная область «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования включает (в регламентированной и нерегламентированной деятельности):

развитие интереса к скрытым свойствам и качествам предметов и явлений природы; жизненным проявлениям растений и животных; растениям и животным разных природных сообществ и разных климатических зон; формирование умения выделять общие свойства предметов и явлений природы; устанавливать связи и зависимости между предметами и явлениями природы; определять и удовлетворять потребности     растений   и       животных;          умения       правильного взаимодействия с     миром        природы,   бережного          использования природных ресурсов; развитие умения замечать предметы и явления неживой

природы и их свойства в природе и в обыденной жизни: почва, песок, камни, глина (отличительные особенности); вода (агрегатные состояния воды (жидкое, твердое, газообразное)); воздух (свежий, холодный, теплый, влажный и т.д.; свет (световой луч, источники света (солнце), зависимость тени от источника света и предмета, солнечные часы, отражение света;  формирование представления о природных ресурсах, нужных человеку     (вода,         солнечная энергия,     энергия      ветра,         газ)   и необходимости их бережного использования;  развитие умения узнавать и называть 5-7 видов деревьев и

кустарников (тополь, ясень, жасмин, орешник яблоня, груша, вишня и др.), сорных растений (лебеда, пырей, мокрица и др.), лесных ягод (брусника, голубика, клюква и др.), грибов (подосиновики, сыроежки, опята, подберезовики и др.), растений, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь (белая кувшинка, желтая кубышка, сон-трава, медуница и др.); 

                          формирование      представлений      о     признаках      растений         и

животных, их многообразии; воспитание нравственного, эмоционально-положительного и

эстетического отношения к природе; ответственности за состояние природы ближайшего окружения; формирование способов   экономного        и     бережливого использования природных ресурсов (вода, электроэнергия, тепло).

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями по реализации образовательного проекта «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования.

27. В учреждениях образования, а также иных учреждениях и организациях программы объединений по интересам (базового уровня) разрабатываются на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи экологобиологического профиля и включают изучение следующих тем: биоразнообразие, энергосбережение, атмосферный воздух, водосбережение, обращение с отходами, мониторинг окружающей среды.

28.В рамках природоохранной деятельности проекта «Зеленые школы» проводятся совместные мероприятия с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, экологическими общественными организациями и иными учреждениями и организациями.

  1. В учреждениях образования, а также иных учреждениях и организациях может создаваться наблюдательный совет, координирующий деятельность по проекту «Зелёные школы». В состав совета могут входить представители администрации, педагогические работники, обучающиеся, иные сотрудники учреждений (организаций).
  2. Учреждения образования (иные учреждения, организации) регулярно информируют законных представителей

несовершеннолетних обучающихся на собраниях о реализуемых в учреждении образования (иных учреждениях, организациях) мероприятиях в рамках проекта «Зелёные школы», активно привлекают их к участию в проекте.

 

Глава 4

ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ СТАТУСА «ЗЕЛЁНАЯ ШКОЛА»

 

31 Для получения диплома «Зеленая школа» учреждение образования (иное учреждение, организация) представляет отчет о ходе реализации проекта по заданной форме (приложение 4) до 15 июня в областной ресурсный центр и размещает его на официальном сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленая школа». 

  1. Областные ресурсные центры после проверки соответствия представленной в отчете и на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) информации, направляют отчеты в Республиканский центр для рассмотрения на Координационном совете проекта «Зеленые школы». 
  2. Для получения статуса «Зеленая школа» учреждению образования (иному учреждению, организации) необходимо выполнить задания, указанные в приложении 5 или приложении 6 (для учреждений дошкольного образования), и разместить информацию об их выполнении на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) во вкладке «Зеленая школа».
  3. Учреждению образования (иному учреждению, организации), участвующему в проекте «Зеленые школы» и выполнившему условия, указанные в пунктах 35, 36 данного Положения, присваивается статус «Зеленая школа» с выдачей диплома установленного образца.
  4. Учреждение образования (иное учреждение, организация), выполнившее задания, указанные в приложении 5, приложении 6 (для учреждений дошкольного образования), получает статус «Зелёная школа» с выдачей соответствующего диплома первой, второй или третьей степени: первой степени - выполнено 90 процентов заданий (не менее

трёх заданий из каждого направления); второй степени - выполнено 60 процентов заданий (не менее

двух заданий из каждого направления); третьей степени - выполнено 30 процентов заданий (не менее

одного задания из каждого направления).

  1. Для получения диплома первой степени в выполнении заданий 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 2.5, 3.4, 4.5, указанных в приложении 5, должны принять участие не менее 25 процентов обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации), кроме учреждений дошкольного образования; второй степени — не менее 20 процентов, третьей степени - не менее 15 процентов обучающихся.

Для учреждений дошкольного образования для получения диплома первой степени в выполнении заданий 1.1, 1.3, 1.4, 1.5, 2.5, 3.4, 4.4, указанных в приложении 6, должны принять участие не менее 25 процентов воспитанников учреждения дошкольного образования (из числа детей 5-7 лет); второй степени — не менее 20 процентов (из числа детей 5-7 лет), третьей степени - не менее 15 процентов воспитанников учреждения дошкольного образования (из числа детей 5-7 лет). 

  1. Образец диплома всех степеней согласовывается с Министерством образования Республики Беларусь и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
  2. Дипломы всех степеней подписываются представителем Министерства образования Республики Беларусь и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь либо Министерства образования Республики Беларусь. 
  3. Статус «Зеленая школа» присваивается на три года, после истечения этого периода требуется его подтверждение.

 

Глава 5

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

 

  1. Методическое обеспечение реализации проекта «Зеленые школы» осуществляют: Национальный ресурсный центр, действующий в Республиканском центре, и областные ресурсные центры.
  2. Подготовку педагогических работников к реализации учебной программы факультативных занятий «Зеленые школы», образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, образовательной области «Ребенок и природа» учебной программы дошкольного образования в рамках проекта «Зеленые школы» осуществляют учреждения дополнительного образования взрослых посредством проведения повышения квалификации, а Республиканский центр - проведения семинаров, тренингов, конференций и др.
  3. Учебные программы факультативных занятий для использования в образовательном процессе учреждений образования утверждены Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке.
  4. Методические рекомендации по реализации проекта «Зеленые школы» в учреждениях дошкольного образования утверждены Министерством образования Республики Беларусь в установленном порядке.
  5. Программы объединений по интересам с базовым уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета и учебной дисциплины утверждаются руководителем учреждения образования (иного учреждения, организации) по согласованию с его учредителем (для государственных учреждений образования) или по согласованию с местным исполнительным и распорядительным органом (для иных организаций).

Программы объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета и учебной дисциплины утверждаются Министерством образования

Республики Беларусь.<sup><sup>[1]</sup></sup>

 

Глава 6

ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

 

  1. Финансирование проекта осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
  2. Для реализации проекта могут привлекаться средства общественных объединений, других организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, экологического обучения и воспитания, иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

     

Приложение 1

Состав Координационного совета проекта «Зелёные школы» 1 представитель Министерства образования Республики

Беларусь

1 представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь

3 представителя Учреждения образования «Республиканский центр экологии и краеведения»

1 представитель общественного объединения «Белорусское педагогическое общество»

6 представителей областных ресурсных центров 

  1. представителя учреждений образования, реализующих проект

“Зеленые школы”

  1. представителя общественных природоохранных организаций

     

 

2

 

Перечень ресурсных центров

 

  1. В г. Минске – учреждение образования «Республиканский центр экологии и краеведения»;
  2. в Брестской области – Государственное учреждение образования «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи»;
  3. в Витебской области – Государственное учреждение дополнительного образования «Витебский областной дворец детей и молодежи»;
  4. в Гомельской области – Учреждение образования «Гомельский государственный областной эколого-биологический центр детей и молодежи»;
  5. в        Гродненской      области      –       Учреждение       образования

«Новогрудский государственный аграрный колледж»;

  1. в        Минской   области     –        Государственное        учреждение

дополнительного образования «Борисовский центр экологии и туризма»;

  1. в Могилевской области – Государственное учреждение дополнительного образования «Областной центр творчества», отдел экологического воспитания.

 

     

3

 

Анкета-заявка учреждения образования (иного учреждения, организации) для участия в проекте «Зелёные школы»

 

1. Полное официальное название учреждения образования             (иного           учреждения, организации)

 

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации)

 

3. Почтовый адрес учреждения образования

(иного учреждения, организации)

 

4. Телефон (с кодом)

 

5. Факс (с кодом)

 

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования (иного учреждения, организации)

 

7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

 

8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

 

9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работу по проекту «Зелёные школы»

 

10. Общая численность работников в учреждении образования (ином учреждении, организации)

 

11. Общая численность обучающихся в учреждении образования (ином учреждении, организации)

 

12. С какого времени в учреждении образования (ином учреждении, организации) начата реализация проекта «Зелёные школы» (дата, номер приказа)

 

13. Другие дополнительные сведения об учреждении образования (иной организации, учреждении), которые бы вы хотели сообщить

 

 

          

4

 

Форма отчёта по проекту «Зелёные школы»

Объём – не более 7 страниц

 

1. Полное официальное название  учреждения образования (иного учреждения, организации)

 

2. Ф.И.О. руководителя учреждения образования (иного учреждения, организации)

 

3.     Почтовый     адрес     учреждения     образования     (иного

учреждения, организации)

 

4. Телефон (с кодом)

 

5. Факс (с кодом)

 

6. Адрес электронной почты, сайт учреждения образования

(иного учреждения, организации)

 

7. Ф.И.О. работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работупо проекту «Зелёные школы»

 

8. Контактный телефон работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работупо проекту «Зелёные школы»

 

9. Адрес электронной почты работника, отвечающего в учреждении образования (ином учреждении, организации) за работупо проекту «Зелёные школы»

 

10. Общая численность работников учреждения образования

(иного учреждения, организации)

 

11. Количество работниковучреждения образования (иного учреждения, организации), принимающих участие в

реализации проекта «Зелёные школы»

 

12.    Общая    численность    обучающихся     в    учреждении

образования (ином учреждении, организации)

 

13. Количество обучающихся учреждения образования (иного учреждения, организации), принимающих участие в

реализации проекта «Зелёные школы»

 

14. Каким образом реализуется проект «Зелёные школы» в учреждении образования (ином учреждении, организации) 

 

15. Сроки реализации проекта «Зелёные школы»в учреждении образования (ином учреждении, организации)

 

16. Количество заданий, выполненных по соответствующим направлениям проекта «Зелёные школы»:

  • Биоразнообразие
  • Энергосбережение
  • Водосбережение
  • Обращение с отходами
  • Качество атмосферного воздуха
  • Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом

Общее количество выполненных заданий

 

17. На диплом какого уровня претендует учреждение образования (иное учреждение, организация)

 

 

          

 

Анализ ситуации.

  1. Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по проекту «Зелёные школы»?
  2. Как вы оцениваете результативность вашей деятельности, степень достижения поставленных задач по каждому направлению проекта? (уровень результативности: высокий, средний, низкий)
  3. Как оценивались результаты, проводился контроль и мониторинг выполнения мероприятий по проекту «Зелёные школы»? (анкетирование учеников, родителей, жителей микрорайона, анализ экологической ситуации микрорайона и др.)
  4. Каков ваш перспективный план действий? Что следует предпринять в новом учебном году?

 

Выполнение заданий

  1. Направление «Биоразнообразие»

Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по данному направлению?

Задание

Даты выполнения

Кол-во участник ов

Целе- вые группы

Ответств. педагогический работник

Краткое             описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направление «Энергосбережение»

Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по данному направлению?

Задание

Даты выполнения

Кол-во участник ов

Целе- вые группы

Ответств. педагогический работник

Краткое             описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направление «Водосбережение»

Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по данному направлению?

Задание

Даты выполнения

Кол-во участник ов

Целе- вые группы

Ответств. педагогический работник

Краткое             описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направление «Обращение с отходами»

Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по данному направлению?

Задание

Даты выполнения

Кол-во участник ов

Целе- вые группы

Ответств. педагогический работник

Краткое             описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направление «Качество атмосферного воздуха»

Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по данному направлению?

Задание

Даты выполнения

Кол-во участник ов

Целе- вые группы

Ответств. педагогический работник

Краткое             описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Направление «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом»

Какие цели и задачи были поставлены перед началом работы по данному направлению?

Задание

Даты выполнения

Кол-во участник ов

Целе- вые группы

Ответств. педагогический работник

Краткое             описание выполнения задания (этапы)

Показатели, по которым оценивалось выполнение задания

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          

Приложение 5

 

Список заданий по реализации проекта «Зеленые школы» для учреждений образования (иных учреждений, организаций) 

(кроме учреждений дошкольного образования)

 

Содержание задания

Оцениваемый результат

Направление 1. «Биоразнообразие»

1.1.

Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного

учреждения, организации)

Создана и размещена в учреждении образования (ином учреждении, организации) картосхема его территории или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации), на которой обозначено минимум одно местонахождение не менее 10 видов травянистых растений. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида травянистых растений (каждое формата не менее А5), из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения (иного учреждения, организации) может быть размещена картосхема территории с постепенным заполнением на ней результатов выполнения заданий. Информация о биоразнообразии дикорастущих

травянистых растений занесена в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов).  

Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

1.2.

Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного

Произведен количественный и качественный анализ растений, произрастающих в различных условиях на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или на территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации), не менее 4-х площадок в различных условиях (в том числе с постоянным антропогенным

 

 

учреждения, организации), используя квадратную рамку со стороной в 1 м

воздействием).

На сайте учреждения образования (иного             учреждения,            организации) размещена    информация            (отчет)             о результатах          изучения             разнообразия травянистых             растений, произрастающих         в             различных условиях.

При повторном выполнении задания информация обновляется.

1.3.

Изучить разнообразие аборигенных           и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения,

организации)

На картосхеме территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) обозначено местонахождение всех аборигенных видов деревьев и кустарников. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида деревьев и кустарников (каждое формата не менее А5) из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования размещена информация (отчёт) о результатах изучения разнообразия деревьев и кустарников.

Информация о разнообразии деревьев и кустарников занесена в он-лайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

1.4

Изучить разнообразие птиц на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации).

 

На картосхеме территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) обозначены места наблюдения не менее 10 видов птиц. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида птиц

(каждое формата не менее А5) из нанесенных на картосхему.

На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) размещена информация о разнообразии птиц территории

 

 

 

учреждения образования (иного учреждения, организации). Составлен отчет об участии в национальной акции «Осенние наблюдения за птицами». Информация о разнообразии птиц занесена в он-лайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

1.5

Изучить разнообразие наземных насекомых на территории учреждения образования (иного учреждения, организации)или территории природного окружения учреждения образования (иного

учреждения, организации)

На картосхеме территории учреждении образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждении образования (иного учреждения, организации) обозначены места наблюдения не менее 10 видов наземных насекомых. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида насекомых (каждое формата не менее А5) из нанесенных на картосхему. На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) размещена информация о разнообразии наземных насекомых на территории учреждения образования (иного учреждения, организации). Информация о разнообразии наземных насекомых занесена в онлайн базу данных florafauna.by (не менее 10 видов). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

1.6.

Провести анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения образования (иного учреждения, организации)или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации) и разработать план действий на три года по увеличению биоразнообразия территории учреждения образования (иного

Составлен план действий на три года по увеличению биоразнообразия на территории учреждения образования (иного учреждения, организации). План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации) и размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляются результаты мониторинга успешности природоохранных действий, анализ

 

 

учреждения, организации)

новой ситуации.

1.7

Изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Составлен отчет о количестве и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки. Отчёт и фотографии птиц на кормушках размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Информация о разнообразии птиц занесена в он-лайн базу данных florafauna.by. Составлен отчет об участии в национальной акции «Зимние учеты птиц». Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

1.8.

Создать и разместить на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) или территории природного окружения учреждения образования (иного учреждения, организации), искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей.

Составлен отчет о количестве изготовленных гнездовий, убежищ, их размещение отмечено на картосхеме территории учреждения образования (иного учреждения, организации). Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

1.9

Создать и разместить на территории учреждения образования (иного учреждения, организации)или территории природного окружения учреждения

образования(иного

учреждения,

организации)убежища для беспозвоночных животных

Составлен отчет о количестве изготовленных убежищ, их

размещение отмечено на картосхеме территории учреждения образования (иного учреждения, организации). Отчёт и фотографии размещены на сайте учреждения образования. (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

1.10

Создать и размесить на территории учреждения образования (иного учреждения, организации)или территории природного окружения учреждения образования (иного

учреждения, организации)«Клумбу      для бабочек».

Создана «Клумба для бабочек» площадью не менее 4-х метров квадратных. Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме территории учреждения образования (иного учреждения, организации). Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых на ней размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

 

1.11

Создать пруд, заселить его растениями. При наличии старого пруда - провести изучение его состояния, при необходимости принять меры по увеличению его

биоразнообразия

Создан пруд. На картосхеме территории учреждения образования (иного учреждения, организации) отмечено местонахождение пруда. Фотографии пруда размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации).

Указана дата выполнения задания и участники

1.12

Организовать посадку местных видов деревьев и кустарников, создать на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) «дикий луг» с целью увеличения разнообразия птиц и насекомых

Составлен список видов посаженных деревьев и кустарников с указанием их количества. Создан «дикий луг» площадью не меньше 25 метров квадратных и фотографии размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Его расположение отмечено на картосхеме участка учреждения образования (иного учреждения, организации). Фотографии «дикого луга» размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

1.13

Посетить и собрать информацию о ближайшей к учреждению образования (иному учреждению, организации) особо охраняемой природной территории (заказник, заповедник, национальный парк, памятник природы, если это территория, а не

охраняемый объект)

Оформлена картосхема ООПТ в виде стенда в холле или другом общедоступном месте в учреждении образования (ином учреждении, организации) с кратким описанием уникальности территории, почему она охраняется государством. Рядом с картосхемой размещены изображения видов диких животных и

дикорастущих растений, включенных в Красную книгу Республики Беларусь, места обитания и места произрастания которых расположены на ООПТ (каждое формата не менее А5). Указана дата выполнения задания и участники.

Направление 2. «Энергосбережение»

2.1

Провести изучение потребления электроэнергии в учреждении образования (ином учреждении, организации).

Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания учреждения образования (иного учреждения, организации), размещенном в общедоступном месте, указаны основные приборы,

 

 

 

потребляющие электроэнергию, их мощность, режим работы. На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) и на стенде в общедоступном месте размещена информация о потреблении электроэнергии в учреждении образования (ином учреждении, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

2.2

Провести изучение расходования тепла в учреждении образования (ином учреждении, организации).

Подготовлен анализ расходования тепла в учреждении образования

(ином учреждении, организации). На схематическом плане здания учреждения образования (иного учреждения, организации),

размещенном в общедоступном месте, указаны места потерь тепла. На сайте и на стенде в общедоступном месте размещена информация о расходовании тепла в учреждении образования (ином учреждении, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

Ежегодно информация обновляется.

2.3

Провести анализ ситуации по эффективности

использования энергии в учреждений образования (ином учреждении, организации) и составить план действий по сбережению тепла и электроэнергии на год

Составлен план действий по сбережению электроэнергии и тепла в учреждении образования (ином учреждении, организации). План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации), вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования(иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.

2.4.

Выполнить план и провести мониторинг эффективности действий       по энергосбережению в учреждении образования

Составлен отчет о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления в учреждении образования (ином учреждении, организации) и их эффективности.

 

 

(ином                         учреждении,

организации)

Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.

2.5

Провести изучение потребления электроэнергии и расходования тепла дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию энергии дома

Образцы результатов изучения потребления электроэнергии и расходования тепла дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

Направление 3. «Водосбережение»

3.1

Провести изучение потребления воды в учреждении образования (ином учреждении,

организации)

Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания учреждения образования (иного учреждения, организации), размещенном в общедоступном месте, нанесена схема расположения приборов учета воды, указаны места потребления воды в учреждении образования (ином учреждении, организации), режим их работы. На сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) размещена информация о потреблении воды. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно информация обновляется.

3.2

Провести анализ ситуации по эффективности

использования воды в учреждении образования (ином учреждении, организации) и составить план действий по ее

сбережению

Составлен план действий по сбережению воды в учреждении образования (ином учреждении, организации) на год. План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации), вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.

 

3.3

Выполнить план действий по рациональному

использованию воды в учреждении образования (ином учреждении, организации), провести как минимум ежегодный мониторинг эффективности этих действий

Составлен отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении образования (ином учреждении, организации) и их результатах. Отчет размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники

3.4

Провести изучение потребления воды дома. Разработать семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома

Образцы результатов изучения потребления воды дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

Направление 4. «Обращение с отходами»

4.1

Провести изучение состава образующихся в учреждении образования (ином учреждении, организации) отходов и проанализировать источники их образования

Составлен отчет по результатам изучения с указанием источников и состава отходов. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

4.2

Разработать план действий по минимизации объемов образования отходов в учреждении образования (ином учреждении, организации), раздельному сбору отходов, сдаче

вторсырья

Составлен план действий по минимизации отходов в учреждении образования (ином учреждении, организации), раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год. План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации), вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники. При повторном выполнении задания представляется анализ новой ситуации и план дальнейших действий.

4.3

Выполнить план действий на год по минимизации отходов в учреждении образования (ином учреждении,

организации)

Составлен отчет о реализованных действиях по минимизации отходов в учреждении образования (ином учреждении, организации) и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана

 

 

 

дата выполнения задания и участники.

4.4

Создать на территории учреждения образования (иного учреждения, организации) приспособление для компостирования органических отходов

(сорняки, листья и т.п.)

Фотографии и описание приспособлений для компостирования размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

4.5

Провести изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработать семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их раздельному сбору и сдаче

Образцы результатов изучения состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

Направление 5. «Качество атмосферного воздуха»

5.1

Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения,

организации)

Составлен отчет по результатам изучения степени загрязнения атмосферного воздуха. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники

5.2

Определить степень загрязнения воздуха посредством изучения снежного покрова и атмосферных осадков в микрорайоне учреждения образования (иного

учреждения, организации)

Составлен отчет по результатам изучения. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

5.3

Оценить уровень загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств (по концентрации

углерода) в учреждения (иного

организации)

 

 

микрорайоне образования учреждения,

Составлен отчет об уровне загрязнения приземного слоя атмосферы выбросами автотранспортных средств в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации).

Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

5.4

Выявить загрязнения

воздуха       в учреждения

причины атмосферного микрорайоне образования

Определены основные причины загрязнения атмосферного воздуха. Разработаны памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения

 

 

(иного учреждения, организации) и разработать памятки (рекомендации) по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного

учреждения, организации)

 

атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации). Памятки размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

5.5

Разработать план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного

учреждения, организации)  учащимися и сотрудниками учреждения образования (иного учреждения, организации).

Составлен план действий по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации).

План согласован с администрацией учреждения образования (иного учреждения, организации), вывешен в общедоступном месте, доведен до сведения сотрудников, педагогов, хозяйственных служб, родителей, размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации).

5.6

Выполнить пла

   год           по

загрязнения

воздуха       в учреждения (иного организации)  сотрудниками образования учреждения, ор

н действий на минимизации атмосферного микрорайоне образования учреждения, учащимися и учреждения

(иного 

ганизации)

Составлен отчет о реализованных действиях по минимизации загрязнения атмосферного воздуха в микрорайоне учреждения образования (иного учреждения, организации) учащимися и сотрудниками учреждения образования (иного учреждения, организации) и их эффективности. Отчёт размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

Направление 6. «Информационно-экологические мероприятия по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»

6.1

Провести обследование состояния окружающей среды в населенном пункте (на его части) или на прилегающей местности (не реже одного раза в год).

Результаты обследования и анализа экологической ситуации, размещены на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) и могут служить основой для выполнения задания 6.5. Указана дата выполнения задания и участники

6.2

Подготовить и разместить в общедоступных местах для местного населения

Фотографии памяток, листовок, плакатов размещены на сайте учреждения образования (иного

 

наглядный природоохранный информационный материал, созданный учащимися (не реже одного раза в год).

учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

6.3

Подготовить, организовать и провести информационные экологические мероприятия для местного населения: фестивали, выступления перед общественностью и др.

(не реже одного раза в год).

Фотоотчет о мероприятии, тезисы выступлений, краткий сценарий с указанием даты, места проведения, организаторов и количества участников размещены на сайте и на информационных стендах учреждения образования (иного учреждения, организации). Статьи, тексты репортажей, интервью, видеозаписи дублируются на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации) и на информационных стендах. Указана дата выполнения задания и участники

6.4

Провести      практические экологические         акции             с привлечением         местного населения и осветить их в СМИ (не реже одного раза в год).

Акции освещены в средствах массовой информации: пресс-релизы, подготовленные обучающимися (до и после акции), статьи в средствах массовой информации, ссылки на ТВ или радиорепортажи. Вся информация дублируется на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

6.5

Разработать с учащимися и выдвинуть природоохранные инициативы для администрации местного населенного пункта, района (не реже одного раза в год).

Составлен отчет, содержащий анализ проблемы и причины обращения к администрации, сущность инициативы, время и регламент обращения, ответ или решение администрации. Отчет размещен на сайте учреждения образования (иного учреждения, организации). Указана дата выполнения задания и участники.

 

       

 

          

Приложение 6

 

Список заданий по реализации проекта «Зеленые школы» для учреждений дошкольного образования

 

Содержание задания

Оцениваемый результат 

Форма отчета

 

1. Направление «Биоразнообразие»

1.1

Изучение разнообразия типичных (коренные растения природной флоры местности) нетипичных (некоренные, несвойственные для данной террит деревьев кустарников территории учреждения дошкольного образования прилегающей учреждению дошкольного образования территории)

данной и

ории) и на

(или к

Обучающиеся знают и умеют находить в природе не менее 3 видов типичных деревьев и кустарников ближайшего окружения.

Выставка рисунков деревьев      и

кустарников, выполненных обучающимися.

Конкурс на лучший букет из опавших листьев.

Создана и размещена в учреждении дошкольного образования (холл, группа, отдельное помещение, где проводятся занятия в рамках проекта) картосхема территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории), на которой обозначено 3 типичных вида деревьев и кустарников. Рядом с картосхемой размещены изображения видов деревьев и

кустарников

На сайте учреждения образования

размещена

информация           о результатах изучения разнообразия

деревьев                          и

кустарников

(фотографии занятий по изучению типичных деревьев и кустарников, рисунки воспитанников и др.

1.2

Изучение    вид разнообразия дикорастущих травянистых растений территории учреждения дошкольного образования прилегающей учреждению дошкольного образования территории)

ового

на

(или к

Обучающиеся знают и умеют находить в природе не менее 3 видов травянистых растений.

Конкурс на лучшее знание дикорастущих растений.

На картосхеме территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) обозначено местонахождение не менее 3 видов травянистых растений. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида травянистых растений. 

На сайте учреждения размещена

картосхема

территории                     с

постепенным заполнением на ней результатов выполнения заданий.

Указана       дата выполнения задания и участники.

 

1.3

Изучение

разнообразия

   на              территории

учреждения дошкольного образования прилегающей учреждению дошкольного образования территории)

птиц

(или к

Обучающиеся знают  и умеют определять  не менее 5 видов птиц ближайшего

окружения

Выставка рисунков «Птицы моей страны»

На картосхеме территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) обозначены места наблюдения не менее 5 видов птиц. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида птиц

На сайте учреждения образования

размещена

информация           о разнообразии птиц на территории учреждения дошкольного образования.

Составлен отчет об участии       в национальной акции

«Осенние

наблюдения за птицами». Указана дата выполнения

задания и участники

1.4

Изучение разнообразия

наземных насек

   на              террит

учреждения дошкольного образования прилегающей учреждению дошкольного образования территории) 

омых ории

(или к

Обучающиеся знают и умеют определять не менее 3 видов беспозвоночных животных ближайшего

окружения

Выступление воспитанников      пред

родителями (законными представителями)           с информацией

«Вредных животных

не бывает»

На картосхеме территории учреждения дошкольного образования (или прилегающей к нему территории) обозначены места наблюдения не менее

5 видов наземных насекомых. Рядом с картосхемой размещены изображения каждого вида насекомых

На сайте учреждения образования

размещена

информация           о разнообразии

наземных насекомых на территории

учреждения дошкольного образования. Указана дата выполнения

задания и участники

 

1.5

Анализ ситуации по биоразнообразию на территории учреждения дошкольного образования прилегающей учреждению дошкольного образования территории) разработать действий увеличению биоразнообразия данной террито

(или к

и план по

рии

Составлен план действий по увеличению

биоразнообразия на территории           учреждения дошкольного           образования (или прилегающей к нему территории). План может быть             составлен      с использованием    рисунков, символов.

План действий по увеличению биоразнообразия на

территории учреждения дошкольного образования представлен           детьми на           родительском собрании,   размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

1.6

Изготовление размещение кормушек для организация регулярной подкормки птиц

и птиц,

Совместно      с      родителями

(законными представителями) изготовлены и размещены кормушки для птиц

Конкурс «На чьей кормушке больше

птиц?»

Составлен отчет о количестве изготовленных и размещенных кормушек для птиц и разнообразии птиц, прилетающих на кормушки

Отчѐт и фотографии птиц на кормушках размещены на сайте учреждения образования.

Составлен отчет об участии       в национальной акции «Зимние учеты птиц».

Указана       дата выполнения задания и участники.

1.7

Создание размещение территории учреждения дошкольного образования прилегающей к нему

территории) искусственных гнездовий для птиц

и на (или

 

Совместно      с      родителями

(законными представителями) изготовлены искусственные гнездовья    для      птиц

(скворечники,          синичники,

дуплянки и др.) 

Выступление  перед

родителями (законными

представителями)

«Зачем                   нужны

скворечники (синичники, дуплянки)

Составлен отчет о количестве изготовленных гнездовий, их размещение отмечено на картосхеме территории учреждения

Отчет и фотографии размещены на сайте учреждения  образования. Указана дата    выполнения

 

 

 

дошкольного образования (или прилегающей к нему территории)

задания и участники

1.8

Создание размещение территории учреждения дошкольного образования «Клумбы бабочек» 

и на

для

Организовано наблюдение за бабочками

Конкурс рисунков «Самая красивая

бабочка»

Создана «Клумба для бабочек». Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме территории учреждения образования

Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых размещены на сайте учреждения образования.  Указана дата выполнения

задания и участники

1.9

Создание пруда, заселение его растениями. При наличии старого пруда – изучение его состояния, при

необходимости принятие мер по увеличению его

биоразнообразия

Создан пруд. На картосхеме территории учреждения дошкольного образования отмечено    его

местонахождение 

 

Фотографии пруда размещены на сайте учреждения образования.  Указана дата выполнения

задания и участники

1.10

Посадка деревьев и кустарников,

  создание                   на

территории учреждения дошкольного

образования «дикого луга» с целью

увеличения разнообразия животного мира

  Совместно     с     родителями

(законными

представителями) посажены деревья, кустарники. Организовано наблюдение за насекомыми на «диком

лугу»

Выступление           перед воспитанниками учреждения

дошкольного образования «Как ухаживать за посаженными деревьями»

Составлен список видов посаженных деревьев и кустарников с указанием их количества. Создан «дикий луг». Его расположение отмечено на картосхеме территории учреждения дошкольного образования

Фотографии «дикого луга» размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

2. Направление «Энергосбережение»

2.1

Изучение

потребления электроэнергии     в

учреждении дошкольного образования

Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания учреждения дошкольного образования указаны основные приборы,

  Конкурс        рисунков

«Сэкономим энергию»

На сайте учреждения дошкольного образования и на

 

 

 

потребляющие

   электроэнергию,                  их

мощность, режим работы 

 

информационном

стенде          размеще информация потреблении электроэнергии учреждении дошкольного

образования. Указа

дата выполнения задания и участники.

на о в на

 

2.2

Изучение

расходования тепла в

учреждении дошкольного образования

Подготовлен анализ расходования тепла в учреждении дошкольного образования. На схематическом плане здания учреждения дошкольного образования указаны места потерь тепла

На сайте учреждения образования и на стенде размещена информация о расходовании тепла в учреждении дошкольного образования. Указана дата выполнения задания и участники.

2.3

Анализ ситуации по эффективности

использования

  энергии                       в

учреждении

дошкольного

образования и составление плана действий по сбережению тепла и электроэнергии в

учреждении дошкольного

образования на год 

 

Составлен план действий по сбережению электроэнергии и тепла в учреждении дошкольного образования.

Выступление перед родителями «Как сэкономить электроэнергию».

План действий размещен на сайте

учреждения

образования, информационном стенде. Указана дата выполнения задания и участники. Ежегодно представляется

анализ         новой ситуации     и           план дальнейших действий.

2.4

Реализация плана и мониторинга

эффективности

действий     по энергосбережению в учреждении дошкольного

образования 

 

Составлен   отчет о реализованных действиях по уменьшению энергопотребления          в учреждении           дошкольного образования           и         их

эффективности  

Отчѐт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

2.5

Изучение

  Реализован           творческий

  Памятки                     по

 

 

потребления электроэнергии       и расходования тепла дома. Разработка семейных памяток по рациональному использованию электроэнергии       и тепла дома

(совместно    дети    с

родителями (законными представителями)

проект «Экономим энергию и тепло в доме»

рациональному использованию

энергии дома представляются на родительском собрании.

Разработаны            семейные памятки по рациональному использованию

электроэнергии дома (совместно дети с родителями (законными

представителями)

Результаты изучения потребления электроэнергии и расходования тепла дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

3. Направление «Водосбережение»

3.1

Изучение потребления воды в учреждении дошкольного образования

Составлен отчет по результатам изучения. На схематическом плане здания учреждения дошкольного образования нанесена схема расположения приборов учета воды, указаны места потребления воды в учреждении дошкольного образования, режим их

работы

Конкурс        рисунков «Где живут капли в детском саду».

На сайте учреждения образования

размещена

информация            о потреблении воды в учреждении дошкольного образования. Указана дата    выполнения задания и участники.

3.2

Анализ ситуации  по эффективности

использования воды

в               учреждении 

дошкольного

образования и составление плана действий по ее

сбережению

Составлен план действий по сбережению воды в учреждении дошкольного образования на год.  

 

План действий размещен на сайте

учреждения

образования, информационном стенде. Указана дата выполнения задания и участники.

3.3

Реализация   плана действий       по рациональному

использованию воды в учреждении

дошкольного образования, проведение

Составлен отчет о реализованных действиях по уменьшению потребления воды в учреждении дошкольного образования и их результатах

Информация               о

реализованных

действиях доводится до родителей

(законных представителей).

Отчет размещен на сайте учреждения

 

 

мониторинга эффективности этих

действий

 

образования. Указана дата выполнения задания и участники.

3.4

Изучение потребления воды дома. Разработка семейных памяток по рациональному

использованию воды и ее сбережению дома (совместно дети с родителями

(законными представителями)) 

 

Реализован   творческий проект «Как мы экономим воду дома»

Разработанные

памятки                     по

рациональному использованию воды дома представляются на        родительском собрании.

Разработаны семейные памятки по рациональному использованию воды и ее сбережению дома (совместно дети с родителями (законными

представителями)) 

 

Результаты изучения потребления воды дома, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

4. Направление «Обращение с отходами»

4.1

Изучение состава образующихся в

учреждении дошкольного образования отходов и анализ источников их образования

Обучающиеся знают простейшие способы уменьшения загрязнения окружающей среды

Выступление             перед воспитанниками учреждения дошкольного

образования

«Сделаем наш дом чище».

Составлен отчет по результатам изучения с указанием источников и

состава отходов

Отчѐт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

4.2

 

Разработка   плана действий       по минимизации объемов образования отходов         в учреждении дошкольного

образования, раздельному сбору отходов, сдаче

вторсырья  

 

Составлен план действий по минимизации отходов в учреждении дошкольного образования, раздельному сбору отходов, сдаче вторсырья на год.

План действий обучающиеся представляют             перед

родителями (законными представителями).

План действий размещен на сайте

учреждения

образования, информационном стенде. Указана дата выполнения задания и участники.

4.3

Реализация плана действий на год по

Составлен отчет о реализованных действиях по

Участие в акции «Крышечки вместо

 

 

минимизации

отходов                       в

учреждении дошкольного

образования 

 

минимизации отходов в учреждении дошкольного образования и их

эффективности

денег».

Отчѐт размещен на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

4.4

Изучение состава и количества отходов, образующихся в домашних условиях. Разработка семейных памяток по

минимизации

отходов,

образующихся        в домашних условиях, рекомендаций по их раздельному сбору и сдаче 

 

Разработаны семейные памятки по минимизации отходов, образующихся в домашних условиях, рекомендации по их

раздельному сбору и сдаче

Разработанные памятки представляются      на родительском собрании.

Результаты изучения состава и количества отходов,

образующихся в домашних условиях, разработанные памятки размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

5. Направление «Информационно-экологические мероприятия  по работе с местным сообществом (экологические инициативы)»

5.1

Подготовка наглядного природоохранного информационного материала, созданного обучающимися, для родителей (законных представителей)

Памятки, листовки, плакаты размещены на информационных стендах учреждения дошкольного

образования

Фотографии памяток, листовок, плакатов размещены на сайте учреждения образования. Указана дата выполнения задания и участники.

5.2

Подготовка,

организация              и

проведение информационных

экологических мероприятий             для местного населения: праздников, выступлений             перед общественностью (на             родительских собраниях,   в

близлежащих учреждениях общего

Разработаны программы мероприятий, сценарии, статьи, тексты, сделаны видеозаписи

Фотоотчет    о мероприятиях, тезисы выступлений, программы мероприятий указанием даты, места проведения и          пр. размещены на сайте и информационных стендах             учреждения дошкольного образования Указана дата    выполнения задания и участники.

 

среднего образования, младших  и средних группах учреждения дошкольного образования) и др. (не менее одного раза в год)

 

 

5.3.

Проведение экологических акций с          привлечением местного населения и освещение их в средствах массовой информации             (не менее одного раза в год)

Акции освещены в средствах массовой информации: пресс-релизы, статьи, репортажи на ТВ или радиорепортажи

Информация размещена на сайте учреждения

образования, информационных стендах. Указана дата выполнения задания и участники.

 

 

 


[1] В соответствии со ст.239 гл.49 Кодекса Республики Беларусь об образовании

свернуть

Обращение с отходами

Энергосбережение

Водосбережение

Биоразнообразие

Отчет по реализации проекта

Итоги проекта

Мир в отражении детской мечты

Видео о проекте глазами детей, в нем участвовавших
развернуть
поделиться в: